О фазе желтого тела или...

Существуют врачи, которые , не затрудняя себя "ненужными обследованиями", назначают лекарства для поддержки фазы желтого тела (поддержание беременности) чтобы создать видимость лечения, или следую лозунгу "на всякий случай". Также важно помнить, что ни диагноз, ни лечение не должны основываться на графиках базальной температуры (БТ) . И держаться от таких врачей подальше.

Немного о гормональной теме.

Основные правила исследования гормонов описаны в статье "Правила сдачи гормональных анализов"/

Некоторые врачи сами не знают "когда", "зачем" и "какие" обследования они назначают, многие из них даже не догадываются, что овуляция - это явление строго индивидуальное, и не у всех женщин и не в каждом цикле случается ровно на 14-й день. Особенно это относится к диагностике сроков овуляции и анализу на прогестерон. В итоге - далекие от реальности "результаты", ложные диагнозы и вредное лечение.

Но даже, если вы все сдавали "правильно" и в нужное время , и у вас действительно "что-то не так", необходимо несколько раз пересдать все анализы. В идеале, пересдавать их лучше в разное время и в разных лабораториях, ну а в реальности - хотя бы еще пару циклов. При этом не забывайте, что уровень гормонов в организме зависит даже в течение суток. Совершенно не обязательно, что в другом цикле картина будет аналогичной и возникшие подозрения подтвердятся.

О "безопасном" применение гормональных препаратов
Любой прием гормональных препаратов на этапе планирования требует ОСОЗНАННОСТИ. Перед тем как начать что-то принимать, надо проснуться, задать себе все вопросы, получить ответы, определиться с целью.

Вторая фаза цикла - от овуляции до последнего дня перед менструацией обычно продолжается от 12 до 16 дней. В этот период желтым телом вырабатывается гормон (прогестерон) неоьбходимый для наступления и благополучного течения беременности, поскольку препятствует выходу других яйцеклеток в течение данного цикла и стимулирует рост эндометрия (внутренней оболочки матки). В случае наступления беременности фаза желтого тела должна продолжаться до тех пор, пока не сформируется плацента и не возьмет на себя функцию питания плода. Обычно на это требуется 9-11 недель с момента зачатия. Если выкидыш произошел раньше этого срока, это может свидетельствовать (а может и не свидетельствовать!) о возможной недостаточности фазы желтого тела.

Недостаточность фазы желтого тела является наиболее частым гормональным нарушением .

Для того, чтобы оплодотворенная яйцеклетка могла успешно имплантироваться и расти в дальнейшем, продолжительность фазы желтого тела должна быть не менее 10 дней. Если фаза желтого тела короче 10 дней или уровень прогестерона в крови ниже нормы (а овуляция точно происходит) врач назначает прием гормональных прогестероновых препаратов (например, прогестерон в уколах , дюфастон или утрожестан).

Наиболее частой "ошибкой" в поиске "дефектов" фазы желтого тела является неправильное определение длины фолликулярной фазы и сроков овуляции в каждом отдельном цикле , независимо от данных предыдущих циклов. Поскольку у женщины под влиянием стресса или других внешних факторов овуляция может наступить не на 14-й, а только на 30-й день цикла. В результате ее цикл продолжался примерно 44 дня (30+14).

Начав принимать до овуляции любые прогестероновые препараты женщина рискует не только не добиться желаемого эффекта - наступления беременности, но и навредить своему гормональному здоровью. В лучшем случае можно получить "противозачаточный" эффект в текущем цикле, в худшем - гормональные нарушения в дальнейшем. Ведь прогестерон и его аналоги препятствуют дальнейшему исходу яйцеклеток, а реакция женского организма на неожиданное вмешательство в естественные процессы со стороны может оказаться совершенно непредсказуемой.

Прогестерон: важно знать .

Анализ крови на прогестерон сдается в СЕРЕДИНЕ второй фазы - примерно через 7 дней после овуляции (за 7 дней перед началом следующей менструации). Результаты анализа, проведенного на несколько дней раньше или позже этого срока, могут оказаться менее объективными (сильно заниженными). Чтобы исключить возможность ошибки овуляцию необходимо предварительно отслеживать. Если после сдачи анализа менструация наступила позже, чем через 10 дней, и тем более - если более, чем через 2 недели (если анализ сдавался без отслеживания овуляции по УЗИ или тестам на овуляцию) - анализ лучше пересдать. Для уверенности в объективности результатов лучше сдавать этот анализ несколько раз за один цикл (с интервалом в пару дней) и несколько циклов подряд, чтобы исключить ошибки в лаборатории и иметь более полную картину.

Наиболее распространенными препаратами сейчас являются - прогестерон в ампулах, утрожестан (натуральный прогестерон в капсулах), дюфастон (синтетический препарат). Дозировка препарата обычно определяется врачом в зависимости от обстоятельств и особенностей организма. Прием препарата рекомендуется продолжать до установления наличия или отсутствия беременности (тесты, анализ крови на ХГЧ, УЗИ).

Дюфастон (как и любые прогестероновые препараты) ДО овуляции (в первой фазе) пить крайне НЕ рекомендуется (если планируется на нем получить беременность), т.к. он может препятствовать овуляции! Не надо принимать прогестероновые препараты с 16 по 25 день цикла, если вы планируете беременность, потому что :
  • начав принимать прогестероновые препараты с 16-го дня Вы может заблокировать овуляцию, если она вдруг по каким-то причинам задерживается.
  • прекращение приема прогестероновых препаратов (дюфастона) на 25-й день может вызвать выкидыш.
  • Поэтому сначала доказанная овуляция, потом прогестероновые препараты. И принимать до диагностированной беременности или начала менструации.
Хотя производители уверяют, что в отличие от других синтетических аналогов прогестерона, Дюфастон "не влияет" на овуляцию, в действительности ЭТО НЕ СОВСЕМ ТАК. «...В клинических исследованиях показано, что обычных терапевтических дозах Дюфастон не подавляет овуляцию. По данным Adolf E. Schindler, дидрогестерон может повлиять на овуляцию в суточной дозе, превышающей 30 мг

То есть если по счастливому стечению обстоятельств на здоровом выносливом организме такое "лечение" может никак не отразиться негативно, то уже при наличии каких-либо гормональных нарушений возможно и ухудшение изначального положения - например, необдуманный прием препарата может сбить овуляцию не только в цикле с приемом препарата, но и привести к дальнейшим нарушениям.

Фолликулометрия (УЗИ-мониторинг) .

Для определения факта произошедшей овуляции достаточно одного УЗИ в середине второй фазы (за неделю до предполагаемой менструации). Фолликулометрия (т.е. неоднократное повторное УЗИ с начала цикла до визуализации желтого тела и постовуляторного эндометрия) нужна:
  • в случае не просто нерегулярного, а абсолютно непредсказуемого менструального цикла.
    При непредсказуемом цикле обычно делают УЗИ начиная с 10 дня цикла раз в неделю, пока не обнаружат доминантный фолликул, потом рассчитывают предполагаемое время овуляции и делают подтверждающее УЗИ во второй фазе.
  • в случае горячего желания определить точный день овуляции (хотя и эти данные лучше подкрепить данными гормонального теста на овуляцию).
    В данном случает также делают первое УЗИ начиная с 10 дня цикла раз в неделю, пока не обнаружат доминантный фолликул. Рассчитывают рост фолликула и делают контрольное УЗИ в день, когда предполагаемый размер фолликула достигнет 20-24 мм (что опять-таки индивидуально). И через день-два делают окончательное УЗИ для подтверждения овуляции и наступления второй фазы.
  • в случае стимуляции овуляции (для естественного зачатия, внутриматочной инсеменации (ВМИ) или ЭКО)
Поголовная фолликулометрия на 10, 12, 14, 16 дни цикла - совершенно ненужная, бесполезная трата времени, нервов и денег. В большинстве случаев уже на 12 - 14 день на основании отсутствия 20 мм фолликула ставят диагноз ановуляция и во вторую фазу на УЗИ не приглашают. Иногда проводят до 16 дня. ЗАЧЕМ??? На первом же УЗИ становится ясно, когда надо делать следующее.

Если виден доминантный фолликул, легко рассчитать время его овуляции (поскольку фолликул растет в среднем на 2 мм в день), можно спокойно распрощаться дней на 10 - до второй фазы. Зачем приходить через день? И наконец если овуляции еще не видно, как можно ставить диагноз "ановуляция" вперед? Это все равно что диагноз "бесплодие" до планирования :) Еще весь цикл впереди, особенно если есть тенденция к длинным и нерегулярным циклам - как можно что-то оценивать на 14 день? Если овуляции по УЗИ ЕЩЕ нет, значит надо приходить позже, как раз тут и появляются показания к УЗИ, а вот многократное УЗИ до сих пор было совсем не нужно.

В общем-то цель всегда - увидеть картину второй фазы, только для того, чтобы поймать этот момент, и делают фолликулометрию. А рассматривать бедную яйцеклетку каждый день, а потом бросить ее перед самым интересным моментом без внимания - это необъяснимое поведение хозяйки :) И эти же люди потом отказываются лишний раз во время беременности ходить на УЗИ - мол вредно :)

О наиболее частых врачебных ошибках лечения, относящихся к гормонам и гормональным препаратам.

Очень часто в советской медицине встречается ситуация , когда врач, читая назначения вашего предыдущего врача говорит возмущенно : "Кто вам это назначал???" Поэтому, прежде чем начинать лечение и прием препаратов, хорошо и полезно понимать, что это за лечение и какое действие оказывают эти препараты. И еще потому, что наше здоровье в наших руках.

Не надо принимать парлодел, если пролактин в норме или повышен однократно и незначительно. Гиперпролактинемия - это трехкратно определенное значительное повышение уровня гормона, и она требует сначала обследования у эндокринолога и обязательного МРТ турецкого седла.

Не надо принимать дексаметазон (метипред, преднизолон) вне беременности, если у вас нет выраженного адреногенитального синдрома с торможением овуляции, облысением и ростом бороды, а есть только немного повышенные надпочечниковые андрогены на бумажке.

Не надо принимать Диане-35, если вы планируете беременность, и у вас повышен тестостерон, потому что Диане-35 - противозачаточный препарат, а вы планируете беременность, и потому что после его отмены, все гормоны вернутся к исходному уровню - вы восстанавливаете уровень тестостерона или беременеете - это разные вещи!

Не надо лечить повышенный уровень кортизола - это всего лишь показатель стресса, в т.ч. стресса планирования и даже стресса забора крови (отпрашивание с работы, раннее вставание, натощак, торопежка на работу, волнение из-за возможных результатов, страх укола, вид крови, вид регистратуры, белого халата, обращение персонала). Его вообще не надо сдавать - кортизол. То же касается высокого уровня ЛГ и соотношения ЛГ/ФСГ. ЛГ - гормон стресса. Кстати он же дает слабоположительные полоски в тесте на овуляцию без самой овуляции. И он же вызывает психогенное бесплодие.

Не надо принимать клостилбегит (кломифен) для стимуляции овуляции, если низок исходный уровень эстрогенов, потому что он их блокирует еще больше. И не надо стимулировать рост фолликула, если не будет проведен овуляторный укол ХГ и его поддерживающие дозы - иначе смысла в такой стимуляции почти нет - фолликул вырастет и не лопнет.

Не надо продолжать стимуляцию клостилбегитом в той же дозе, если в предыдущем цикле эффекта не было - надо повышать дозу - и делать это можно не более 3-х циклов подряд, а потом переходить на другие препараты или менять тактику. (Отсутствие эффекта в данном случае - это не "ненаступление" беременности, а "невырастание" фолликула до доминантного)

Не надо называть низкий в первую фазу прогестерон недостаточностью второй фазы и лечить его дюфастоном. В первой фазе цикла он должен быть низкий , и сдавать его в это время можно только по одной причине! - увидеть нижний порог прогестерона, и определить дельту

Не надо сдавать гормоны второй фазы (прогестерон и эстрадиол) строго на 20-23 день цикла, у всех разная длина цикла, середина второй фазы - это значит через неделю после овуляции или за неделю до предполагаемых месячных. И если у вас цикл 42 дня, то прогестерон вам надо сдавать на 35 день, а не на 23, а на 23 у вас еще первая фаза, и прогестерон на нуле - и это не означает ановуляции или недостаточностью лютеиновой фазы (НЛФ), и не требует назначения дюфастона.

Не надо сдавать пролактин и прогестерон и эстрадиол во время беременности и тем более их интерпретировать и лечить - они в норме повышаются, это не требует лечения.

И есть множество других вещей с гормонами, которые делать не надо :) . Это должен знать врач . Но , к сожалению , не все наши врачи это знают. Поэтому если необходим положительный результат - приходится становиться немножко врачами .

Читайте также:

Благоприятные дни для зачатия

О менструальном цикле: что происходит в организме женщины с первого дня цикла до последнего.

Читать

О стимуляции овуляции и абсурдах лечения

О стимуляции овуляции, гормональной терапии и абсурдах лечения.

Читать

О фазе желтого тела или...

Вторая фаза цикла - от овуляции до последнего дня перед менструацией обычно продолжается от 12 до 16 дней. Недостаточность фазы желтого тела является наиболее частым гормональным нарушением

Читать

Тест на беременность

Действие тестов основано на выработке хорионического гормона, который начинает вырабатываться после имплантации эмбриона.

Читать

Тесты для определения овуляции

Тесты для определения овуляции

Читать

Ультразвуковой мониторинг (фолликулометрия)

Ультразвуковые признаки овуляции - исчезновение доминантного фолликула, появление свободной жидкости в позадиматочном пространстве, формировании желтого тела

Читать

Динамика превращений яичников и эндометрия

Динамика физиологических циклических превращений яичников и эндометрия.

Читать

Беременность после 35 лет

Хотя по медицинским показаниям считается, что лучше всего рожать в возрасте между 20 и 24 годами, многие женщины чувствуют, что в этом возрасте они не готовы стать мамой.

Читать
Добавить комментарий
polinakolesnik1994
polinka  7 июнь 2018  
Здравствуйте , На Узи на 14 день цикла , показало желтое тело 28 мм , эндометрий 8 мм . Возможна беременность при таком расскладе ?Цикл 28 дней !


Like
alenka
E-MAMA  7 июнь 2018    
Добрый день. Да, ничто не препятствует беременности.


Like
polinakolesnik1994
polinka  7 июнь 2018    
Только вот ПА состоялся ,после того ,как обнаружили ,что была овуляция .Возможно забеременеть ,после овуляции ? Врачь не говорит ,когда именно была овуляция .И как расчистить по желтому телу ,когда именно была овуляция ?


Like
alenka
E-MAMA  7 июнь 2018    
Яйцеклетка после овуляции живет около 24 часов, если в это время не было полового акты (или до овуляции ) , то наступление беременности маловероятна.


Like
dato-dar
анна  1 янв. 2016  
Здравствуйте! 40 лет, имею двоих детей. Рожать не планирую.Два года назад была внематочная беременность. Удалили,также произвели резекцию яичника, была киста. После этого врач назначил в целях предохранения Белара. Принимала около года.После отмены было кровотечение, однако последующие месячные не наступали Через 3 месяца после отмены сдала гормоны. ТТГ-1,5 мкМЕ/мл, СТ 4- 13,1 Пмоль/л, ФСГ-9,51 мМЕ/мл, ПРОЛАКТИН - 183 мМЕ/л. Референсный интервал соответственно ТТГ -0,23-3,4, СТ 4 - 10-23,2, ФСГ - фол.1,1-8,7, Лют.1,1-9,5, Овул. 4,9-20.4, Постменопауз.31,0-130, Пролактин 67-726. Заключение УЗИ-гипоплазия эндометрия. Доктор назначил Фемостон 1/5 на 3 месяца без перерыва. Особо не объяснив диагноз и проблемы со здоровьем, пояснила, что без лечения рано наступит климакс, практически я уже на пороге. Пока не знаю начинать лечение или нет. Очень хочется услышать ваше мнение, у вас в статьях все понятно и доступно. Спасибо!


Like
alenka
E-MAMA  9 янв. 2017    
В данной ситуации нет смысла начинать гормональную терапию без особых показаний, а здесь нет ни анализа на эстрадиол, ни анализа не прогестерон, которые составляют основу фемостона. А те результаты, что приведены - в пределах нормы. Потому сначала необходимо сдать хотя бы эстрадиол в 1й фазе цикла , и если он будет ниже нормы, только тогда имеет смысл начинать гормональную терапию, но начать ее лучше с более мягких (и более дешевых) препаратов - например , с гомеопатических (таких как Ременс, Гормель-С, гинекохель, цимицифуга, циклодинон и т.п.) и после 3-х месячного курса повторить анализ. Если же уровень эстрадиола в пределах нормы, пока нет смысла в гормональной терапии, поскольку организм справляет самостоятельно. Однако это не отменяет необходимость мониторинга этого показателя (хотя бы ежегодно).
Что касается гипоплазии эндометрия (это состояние, при котором эндомтерий - внутренний слой матки) не вырастает достаточно толстым - 8-10мм), то поскольку рожать вы не планируете, то и лечить это нет необходимости. В остальном, чем больше возраст, тем сложнее организму восстанавливаться после приема ОК, потому период восстановления может занять 3-6 мес. И способствовать этому лучше (на мой взгляд) щадащими методами : витамины, фолиевая кислота, гомеопатия, а не сразу гормональными препаратами.


Like
dato-dar
анна  10 янв. 2017    
Здравствуйте! Решила последовать Вашим рекомендациям, интуитивно чувствую, что они более верные для меня. Вы рекомендовали (в ответе от 09.01.2017 17:54:34) сдать эстрадиол в 1 фазе цикла. Как определить 1 фазу, если с сентября менструации нет. Я поняла, что нужно дождаться менструации и потом сдать в 1 фазе. Или я ошибаюсь? Спасибо!


Like
alenka
E-MAMA  11 янв. 2017    
В данной ситуации можно сдать анализ на эстрадиол в любой день.


Like
dato-dar
анна  11 янв. 2017    
Большое человеческое спасибо!!!


Like
dato-dar
анна  9 янв. 2017    
Спасибо большое!


Like
ababkova.e
Евгения  22 нояб. 2016  
Здравствуйте !
Была на УЗИ
на 9ДЦ М-эхо 6,3 мм
левый - 6-8 мм
правый -6-8 мм
на 12ДЦ М-эхо 8,5мм
Слева ж/о - до 11 мм
правый ж/о - до 6 мм
Подскажите пожалуйста что означает ж/о?
Возможна ли овуляция в этом цикле (цикл примерно 32 дня)
Стимуляция на клостилбегите 100мг +дивигель 1мг


Like
alenka
E-MAMA  22 нояб. 2016    
ж/о - жидкостное образование. В данном случае, если вы начали стимуляцию на 5 д.ц., то к 9 д.ц. уже должен определиться доминантный фолликул, а у вас он определяется только к 12 д.ц. (и то не яс но фолликул ли это). Будет ли овуляция в этом цикле - трудно сказать, на мой взгляд вряд ли . Либо клостилбегит вам не подходит для стимуляции, либо вам достался некачественный препарат (подделка).


Like
anna.zinchenko.1987
Анна  24 окт. 2016  
Спасибо за ответ. Сегодня была на узи, сказали что из-за такого низкого прогестерона нет овуляции и не может быть. Нужно обратиться в клинику Эко. Но пропить утрожестан второй и третий раз. Сдать на прогестерон на 16 цикл. Может 3 раз мне прогестерон не пить. Гинеколог сказала что никак Утрожестан не может препятствовать овуляции, тем более низкий прогестерон, беременность невозможна. По узи все хорошо. Еще сдать на гармоны Ингибин В, Анти-Мюллеров, нужно? Пролактин, ЛГ, ФСГ все в норме и гармоны которые связаны с щетовидной железой тоже внорме.


Like
alenka
E-MAMA  26 окт. 2016    
Могу только сказать , что мне очень жаль людей, которых \"лечит\" такой гинеколог. Если у вас есть возможность, то имеет смысл действительно обратиться в клинику репродукции к нормальному опытному специалисту. Обычно, если в цикле есть нарушения : слишком длинный цикл, нет овуляции, недостаточность желтого тела - то сначала делают анализы гормонов первой фазы (те, что у вас в норме), делают УЗИ-мониторинг роста фолликулов (определяют фолликулярный резерв, отслеживают рост и развитие фолликулов). И если в первой фазе цикла развитие происходит нормально, проверяют вторую фазу цикла (прогестерон второй фазы и УЗИ), чтобы оценить функции желтого тела.


Like
anna.zinchenko.1987
Анна  27 окт. 2016    
Я уже прошурстила весь интернет, оказываеися мне не назначили эстроген и тестестерон. завтра пойду в центр планирование семьи, надеюсь там мне помогут. Спасибо за ваш ответ. А гинеколог в нашем городе на хорошем счету, но только нас с подружкой она разочаровала. У нее тоже проблемы с зачатием. Возможно это не ее профиль о котором она не признаеться.


Like
alenka
E-MAMA  31 окт. 2016    
Возможно ВЫ правы, гепродуктология - не самая сильная стороная этого гинеколога. Однако, порядочный врач хотя бы самому себе мог бы признаться в некомпетентности и не делать назначений, которые не только не принесут пользы, но еще и навредят.


Like
anna.zinchenko.1987
Анна  24 окт. 2016  
Добрый день! В феврале был выкидыш 4 недели, первая беременность. Пропила 3 месяца \"Навинет\", через 6 месяцев после выкидыша была киста, на следующий месяц ушла, и небыло овуляции. Сдала прогестерон не 16 день -0,214. Пила \"Утрожестан\" с 16-25.Цикл не регулярный. Последний был 36 дней. На следующий месяц снова сдала прогестерон на 16 день-0,20. Пью с 16 \"Утрожесиан\", жду овуляцию. Правильно ли я все делаю? Беременность возможна?


Like
alenka
E-MAMA  24 окт. 2016    
Анализ на прогестерон второй фазы нужно проводить на 5-7 день после овуляции. А утрожестан начинать принимать на 2-3 день после овуляции. Начало приема утрожестана до овуляции, будет ей препятствовать. Если собственной овуляции у вас нет (постоянно нет, а не не было один цикл), тогда действительно имеет смысл принимать утрожестан с 16 д.ц.


Like
Ept72
Елена  30 авг. 2016  
Добрый день! После ИИ в стимулированном цикле врач назначила дюфастон по 1 таблетке 3 раза в день и Прегнил 5000 через день до 12 недели беременности. С дюфастоном я ещё согласна, но Прегнил в такой дозе! А что если беременность не наступит. Ведь о беременности я смогу узнать только по УЗИ и то не раньше 4 недель после ИИ. Подскажите, пожалуйста, как мне поступить?? Я не понимаю на основании чего она назначила мне столько Прегнила. И нужен ли он вообще?


Like
alenka
E-MAMA  8 сент. 2016    
Если я правильно вас понимаю, вам назначили дюфастон по 1таб. 3 раза в день до 12 недели беременности (в случае беременности) . И прегнил 5000МЕ для овуляции однократно после ИИ . Это вполне нормальное назначение . Если нет - имеет смысл уточнит у врача назначение, и не стесняйтесь спросить, для чего именно в таких дозах и именно в таком режиме .


Like